Подготовка к ОГЭ

Как подготовиться к итоговому собеседованию

  С нынешнего года итоговое собеседование по русскому языку становится обязательным для всех школ. Работа состоит из четырёх заданий: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание, диалог. Зачет получат учащиеся, набравшие от 10 баллов из возможных 19.

Давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание.

 1. Чтение текста

Время на подготовку — 2 минуты. Оцениваются интонация, темп чтения и соблюдение языковых норм. Основные камни преткновения в задании: постановка ударений, склонение числительных, нормы произношения и дикция.

Как готовиться. Запомните, как ставятся ударения в словах, в которых чаще всего делают ошибки не только школьники, но и взрослые (см. орфоэпический словник, составленный ФИПИ). Обратите внимание на постановку ударений в глаголах прошедшего времени (начал-началаачали, принял-приняла-приняли и т. п.). Потренируйтесь склонять числительные, обозначающие количество (более пятисот, равно двумстам, о трёхстах) и порядок при счёте, годы (в тысяча девятьсот пятидесятом году). Вспомните, как читаются римские цифры (XVII = 17-й век). Почитайте тексты вслух с размеренной интонацией, делая нужные паузы на месте соответствующих знаков препинания. Не торопитесь: оценивается не скорость вашего чтения, а выразительность.

2. Пересказ текста

Время на подготовку — 2 минуты. Для пересказа вам понадобятся примерно те же приемы, что и для написания изложений.

 Выбрасывайте ненужные детали, сложные обороты, повторяющиеся мысли, объединяйте похожие факты в одно целое, перефразируйте, говорите простым и понятным языком.     Постарайтесь уже во время чтения рисовать в голове картинки происходящего, визуализировать текст, чтобы затем по этим кадрам воссоздать прочитанное.

  Используйте примерно минуту подготовки, чтобы сокращённо записать ключевые слова: глаголы, существительные, числительные. Применяйте условные знаки, схематические изображения, любые удобные для вас сокращения.

 Так как при оценке вашего пересказа учитывается соблюдение языковых норм, постарайтесь, чтобы в вашей речи отсутствовали: тавтология («рисовал рисунки»), плеоназм — повтор близких по смыслу слов («главная суть»), некорректное сочетание слов («уделять значение» вместо верных вариантов «уделять внимание» либо «придавать значение»), ошибки в употреблении предлога с существительным («по окончанию» вместо «по окончании» и т.д.) 

Использование цитаты

    В пересказ текста вам необходимо будет включить одну конкретную цитату. Её можно переделать в косвенную речь, а можно оставить без изменений. Главное — найти для неё место, опираясь на логику и содержание текста. Иногда это место очевидно сразу, но в некоторых случаях нужно время, чтобы его обнаружить. Постарайтесь отвести на это хотя бы полминуты.

 

3. Монологическое высказывание

Время на подготовку — 1 минута. В третьем задании у вас есть возможность выбрать одну тему из трёх предложенных и построить своё высказывание по законам описания, повествования или же рассуждения. Выбирайте ту тему, которая вам ближе и понятнее. Если вы совсем не разбираетесь в катании на сноуборде или не любите театр, то не беритесь за монолог, посвящённый этой теме: последующие вопросы преподавателя будут касаться того же вида досуга.

1. Описание. Перед вами фотография или репродукция картины. Внимательно рассмотрите изображение и его детали (одной минуты на это, пожалуй, хватит, а вот ваша речь по большому счёту будет уже спонтанной).

Если вы не уверены в том, какое именно действие или событие отражено на снимке, примерьте на себя роль знатока из игры «Что? Где? Когда?»

 Помните, как строит свой ответ знаток, которому не хватило времени на размышление? Он подробно описывает то, что видит перед собой, а в процессе этого размышления рождается правильный вывод. Попробуйте сделать так же: «Я вижу на фотографии…» Кого? Как они выглядят? Во что одеты? В какое время года обычно носят такую одежду? Каков возраст этих людей? Похожи ли они друг на друга? Они родственники или, может, друзья? Как они относятся друг к другу? Что можно сказать о выражении их лиц? Им нравится то, что они делают? Какие детали помогают нам понять, что же всё-таки происходит на картинке? Сделайте вывод. Не забудьте о примерном плане своего ответа, полученном вместе с фотографией: если вы отвечали в произвольном порядке, то убедитесь, что все пункты освещены.

2. Повествование — развитие действия во времени. Выбрав этот тип монолога, представьте себя сказочником,а ещё лучше — знаменитостью, вспоминающей интересный случай. Добавьте к плану ответа, который вам достался, вступление и заключение: это улучшит впечатление от вашего рассказа, укрепит его структуру. Опора вашей речи — глаголы, описывающие, что произошло, в какой последовательности, какие эмоции это вызвало у вас и у других участников событий и т. п.

Как готовиться. Потренируйтесь рассказывать друзьям, родным короткие истории из жизни. Попросите своих слушателей давать вам задания для спонтанного монолога: «Расскажи о любимом фильме, блюде, виде спорта, о любимом предмете, учителе, о самой необычной поездке, об интересной профессии, о прошлых выходных…» Эти и подобные задания включены в сборник от ФИПИ. Еще там много тем, связанных с семьёй, с отношениями в ней, а также с активным отдыхом.

3. Рассуждение. С одной стороны, это самый интересный вид высказывания, а с другой — самый сложный, если учесть, что на подготовку к нему отводится всё та же сиротливая минута. Диапазон тем широк, многие из них носят отвлечённо-философ-ский характер, содержат дискуссионные вопросы, на которые непросто ответить без промедления даже взрослому. Вот вопросы из опорного плана к некоторым темам: Какой герой нужен нашему времени? Есть ли ситуации, в которых правду лучше скрыть?  В каких сферах жизни общества заимствованные слова используются чаще всего? Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигаются в современном мире? Что влияет на выбор жизненной цели?

Благоразумнее  выбрать повествование или описание. Хотя лёгкие темы для рассуждения  всё-таки есть: о роли Интернета в современном мире, о важности книг, о здоровом образе жизни и др.


4. Диалог

  Это ответы на дополнительные вопросы учителя в рамках той темы, которую вы выбрали в предыдущем задании. Постарайтесь отнестись к диалогу с азартом.

    Если вам достался сложный вопрос, не молчите: скажите, что вопрос очень интересный и вам нужно над ним подумать. Рассуждайте вслух. Попробуйте рассмотреть проблему с разных сторон, используйте конструкции «Предположим, что… Тогда…», «Если… то…», «С одной стороны, … с другой стороны, …» и подобные.

   Слишком сильно волнуетесь, а это мешает вам размышлять? Скажите об этом. Учитель с пониманием отнесётся к вашему состоянию и поможет выйти из затруднительного положения.

   Кстати, для учителей устное собеседование — такой же эксперимент, как и для вас. Просто взрослым проще скрыть своё волнение.

                                                   Какие еще советы по подготовке можно дать?

Тренируйтесь. Сначала не ограничивайте себя во времени. Затем старайтесь ускорить выполнение заданий. Записывайте себя на диктофон и слушайте, что получилось. Вполне возможно, что первые попытки вам совсем не понравятся.

Изменяйте, корректируйте свою интонацию, темп, манеру речи.

Примеряйте на себя разные образы: подумайте, как ту или иную историю рассказал бы ваш друг, учитель, любимый музыкант, актёр, спортсмен, видеоблогер.

Воспроизведите свой текст от лица человека, вполне уверенного в себе, привыкшего давать интервью. Пусть он попробует пройти собеседование «за вас». Если вас не устроит результат, «пригласите» другого персонажа, который уж точно справится.

Не забывайте записывать то, что выходит: это поможет вам отслеживать свой прогресс и привыкать к диктофону, фиксирующему вашу речь. Вскоре вы поймёте, что это всего лишь кнопка, которая не имеет над вами никакой власти.

                  Воспринимайте собеседование не как экзамен, а как интервью — первое и далеко не последнее в вашей будущей                                                                                                    интересной работе.

                  Делайте то, чего боитесь, и с каждым разом страх будет уменьшаться, отступать, сходить на нет, а вы —                                                                          приближаться к поставленной цели! 

 

 

Итоговое     собеседование.             Демоверсия   2019

РУ-9_ДЕМО_итоговое_собеседование.pdf
Adobe Acrobat Document 1.9 MB
РУ-9_ДЕМО_итоговое_собеседование _2_.pdf
Adobe Acrobat Document 1.9 MB


Решаем сами

Варианты    диагностических     работ   МИОО    разных    лет

variant_1.doc
Microsoft Word Document 679.0 KB
variant_2.doc
Microsoft Word Document 643.5 KB
variant_3.doc
Microsoft Word Document 616.5 KB

variant_4.doc
Microsoft Word Document 596.5 KB
variant_5.doc
Microsoft Word Document 628.5 KB
variant_6.doc
Microsoft Word Document 622.0 KB

variant_7.doc
Microsoft Word Document 709.0 KB
variant_8.doc
Microsoft Word Document 666.0 KB
variant_9.doc
Microsoft Word Document 627.5 KB

variant_10.doc
Microsoft Word Document 602.5 KB
variant_11.doc
Microsoft Word Document 646.5 KB
variant_12.doc
Microsoft Word Document 603.5 KB

variant_13.doc
Microsoft Word Document 523.0 KB
variant_14.doc
Microsoft Word Document 572.0 KB
variant_16.doc
Microsoft Word Document 529.0 KB

variant_17.doc
Microsoft Word Document 631.5 KB
variant_18.doc
Microsoft Word Document 638.0 KB
variant_19.doc
Microsoft Word Document 629.5 KB

рус 2016_8-9 кл_тема 4_Синтаксис_15.04.2
Adobe Acrobat Document 367.8 KB
рус 2016_8-9 кл_тема 4_Синтаксис_15.04.2
Adobe Acrobat Document 367.8 KB
variant_20.doc
Microsoft Word Document 585.5 KB
рус 2016_8-9 кл_тема1_Изложение_29.10.20
Adobe Acrobat Document 292.6 KB
variant_21.doc
Microsoft Word Document 651.0 KB

рус 2016_9 кл_диагн 1_10.12.2015_235 мин
Adobe Acrobat Document 293.1 KB
рус 2016_9 кл_Москва_диагн_МЦКО_23.09.20
Adobe Acrobat Document 694.3 KB
рус 2016_9 кл_диагн 2_17.03.2016_235 мин
Adobe Acrobat Document 313.6 KB
рус 2016_9 кл_СПб_диагн 1_25.22.2015_отв
Adobe Acrobat Document 298.3 KB
рус 2016_9 кл_диагн 2_17.03.2016_235 мин
Adobe Acrobat Document 313.6 KB
рус 2016_9 кл_СПб_диагн 1_25.22.2015_отв
Adobe Acrobat Document 298.3 KB
рус 2016_9 кл_Москва_диагн_МЦКО_23.09.20
Adobe Acrobat Document 694.3 KB
рус 2016_9 кл_СПб_диагн 2_14.03.2016_отв
Adobe Acrobat Document 5.5 MB


ОГЭ 2019 .                                                        Демоверсия

ОГЭ-2019. Русский язык. ДЕМО.PDF
Adobe Acrobat Document 980.6 KB
rus-audio.zip
Compressed Archive in ZIP Format 2.7 MB

ОГЭ - 2018, 2019 .                          Русский язык.                             Подготовка к экзамену

Наши помощники - книги

1314- ОГЭ-2018. Русский яз. Тем. трен. Ч
Adobe Acrobat Document 5.0 MB
1317- ОГЭ-2018. Русский яз. Сочин. и изл
Adobe Acrobat Document 1.2 MB
176- ОГЭ-2019. Русский язык. 38 варианто
Adobe Acrobat Document 6.0 MB
rusl1427- ОГЭ-2019. Русский яз. сочинен.
Adobe Acrobat Document 1.6 MB
rusl201- ОГЭ-2019. Русский язык. 30 трен
Adobe Acrobat Document 6.5 MB
1424- ОГЭ-2019. Русский язык. Типовые те
Adobe Acrobat Document 1.7 MB
rusl201- ОГЭ-2019. Русский язык. 30 трен
Adobe Acrobat Document 6.5 MB

ОГЭ 2018, 2019                             Литература.                              Подготовка к экзамену

ДЕМОВЕРСИЯ 2019

ЛИ ОГЭ ДЕМО 2019.pdf
Adobe Acrobat Document 579.4 KB